вторник, 3 июня 2014 г.

икона божьей матери с младенцем

Взыграние Младенца икона



"Взыграние Младенца" икона Божией Матери



В большинстве композиций на образах « Взыграние » Младенец Иисус, трудящийся на изнаночной или невинной ручке Богородицы, изображён как бы исполняющим и порывисто стремится руками к облику Своей Матери, относясь Её подбородка или щеки, обвально запрокинувши взад главу.



"Взыграние Младенца" икона Божией Матери. Москва. Конец XVII века.



Иконы с званием « Взыграние Младенца » разболтаны на Балканах и на Афоне.



ВРоссии традиционно праздник всех икон Божией Матери «Взыграние » отмечается в день празднования Угрешского образа «Взыграние Младенца»: 20 ноября (7 ноября по старому стилю).





"Взыграние Младенца" Угрешская икона Божией Матери.





"Взыграние Младенца" Угрешская икона Божией Матери.





"Взыграние Младенца" Угрешская икона Божией Матери.





"Взыграние Младенца" Угрешская икона Божией Матери.





"Взыграние Младенца" Угрешская икона Божией Матери.





"Взыграние Младенца" Угрешская икона Божией Матери.





"Взыграние Младенца" Угрешская икона Божией Матери.





"Взыграние Младенца" Угрешская икона Божией Матери.





"Взыграние Младенца" Угрешская икона Божией Матери.





"Взыграние Младенца" Угрешская икона Божией Матери.





"Взыграние Младенца" Угрешская икона Божией Матери.





"Взыграние Младенца" Угрешская икона Божией Матери.





"Взыграние Младенца" Угрешская икона Божией Матери.





"Взыграние Младенца" Угрешская икона Божией Матери.





ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ



Владимирская икона Божией Матери



Владимирская икона Божией Матери. одна из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы. по преданию, была написана Евангелистом Лукой .



По желанию благочестивых современников апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Младенцем на руках. Когда иконописец принес эту и две другие иконы Богородице, Она повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: "Отныне ублажат Мя вси роди", – присовокупив, – "…благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами".



Владимирская икона Божией Матери писана, как гласит предание, на доске того стола, за которым в юности Спасителя трапезовали Иисус Христос. Дева Мария и Иосиф Обручник. Она единственная икона в России, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.



На правой руке Божией Матери сидящий, прильнувший к ней Младенец. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвятой Богородицы и обнимает ее за шею. Из-под покрова на голове Богородицы (мафория, или омофора) видна Его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят "пяточка"), по которой и узнают Владимирскую икону. Левая рука на уровне груди чуть касается одеяния Спасителя. Образ Богоматери почти лишен движения: голова наклонена к Младенцу, руками Она поддерживает Иисуса Христа. Головы Богоматери и Младенца обращены друг к другу.



До 450 г. икона пребывала в Иерусалиме. до XII века – в Царьграде (Константинополе), а далее ее судьба связана с Россией. Цареградский патриарх Лука Хрисоверг отправляет святыню в Киев Юрию Владимировичу Долгорукому. Это было свидетельством признания утвердившегося на Руси христианства. Икону поставили у Днепра, в женском монастыре, в прежних владениях равноапостольной княгини Ольги – Вышгороде. который с 1155 года стал уделом князя Андрея Юрьевича Долгорукого. И был в том великий промысел Господа. Князь Андрей, как гласит летопись, был преданным почитателем Богородицы. При нем же и свершилось чудо: однажды икона оказалась повисшей в воздухе посреди храма именно в то время, когда князь собирался ехать на север, в землю Суздальскую, где хотел независимо от Киева основать новые свои владения. Чудо с иконою он растолковал как ниспосланное свыше одобрение плана и знак обязательного участия в нем святого образа. По дороге князь постоянно служил пред иконою молебны. Во Владимире свершилось еще одно чудо – когда отряд князя собрался ехать дальше на север и покинул город, отъехав верст десять, лошади стали. Не помогли ни понукания, ни кнут. Лошадей заменили. Но и новая упряжка стояла, будто вкопанная в землю. Князь Андрей растолковал это чудо, как волю Богоматери – остаться в городе Владимире и заложить собор для святыни. На ее оклад, согласно преданию, князь отдал больше 30 гривен золота, кроме серебра, драгоценных камней и жемчуга. Великолепный храм был сооружен лишь за два года, в 1160 году его освятили, а на икону Богородицы возложили великолепную ризу с драгоценностями. С той поры стали на Руси называть эту икону Владимирской.



Чудный образ Богоматери принадлежал к тому типу икон, которые назывались "Елеус ", а на Руси это слово перевели как "Умиление". И закрепилось за подобным типом композиции название Богоматерь "Умиление". Эта икона стала национальной святыней земли русской. Икона помогла русским одолеть волжских болгар. В сражение повел воинов князь Андрей Боголюбский (1164 г.) со словами: "Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет". И русские победили. Свершилось знамение – сошедший с иконы и Креста Господня чудный свет озарил всю местность. Это божественное озарение видел греческий император Мануил. воевавший с сарацинами в совершенно ином месте – за тысячу верст. И он разбил врага, после чего Андрей Боголюбский и греческий император договорились праздновать 1 августа. утвердив празднику название – "Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня ".



Летопись вещает нам, что по Владимирской земле прокатилась большая смута. Бояре убили князя Андрея Боголюбского. во Владимире начались грабежи и разбой. Племянники князя Ярополк и Мстислав, присвоившие власть и богатства, решили отдать великую святыню рязанскому князю Глебу. Владимирцы прогнали новоявленных властителей со своей земли, те побросали оружие и позорно бежали. Икона вернулась в свой храм. В 1185 году Владимирский собор сгорел, но икона уцелела. В 1237 году городу Владимиру учинил страшное разорение хан Батый. Летопись повествует об убийствах стариков, детей и женщин, святотатстве орды – степные басурманы въезжали в храмы на лошадях и крушили иконы. Даже после такого разбоя икона Богоматери уцелела.



Наступил 1380 год. Димитрий Донской собрал войско и одержал знаменательную победу над Мамаем. а Владимирская икона Богоматери была божественной вдохновительницей победы. С этого события начинается новый период в жизни святыни.



В 1395 году, когда Тамерлан. разорив Рязань. направился к Москве. уничтожая и опустошая все вокруг, решено было перенести в Москву Владимирскую икону. Московский митрополит Киприан с духовенством, княжеская семья и народ встретили икону за городом, на Кучковом поле, и торжественно перенесли в Успенский собор Кремля (это событие празднуется 26 августа ). Тамерлан. простояв с войском две недели на одном месте, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов: «Бежал гонимый силою Пресвятой Девы».



Икону во Владимир так и не вернули, оставили в Москве. С тех пор неоднократно великая святыня – Владимирская икона – спасала российскую столицу от бед и вражеских нашествий. В 1451 году к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но город так и не был захвачен. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осаждаемым. На следующее утро, как повествуют летописцы, врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решив, что это идет великий князь с огромным войском, и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед заступницей – иконой Владимирской.



Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году. Это было хрестоматийное «великое стояние на Угре». Иван III отказался платить дань орде, и на Русь были посланы полки хана Ахмата. Встреча с русскими войсками произошла на берегу реки Угры. Войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери.



Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались друг на друга. Наше войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские войска. Русские воины остановились. А татары отступление продолжили и вдруг помчались без оглядки. Бросая оружие, теряя обозы, – свершилась нежданная победа Заступницы над бесчисленною ордою… В честь этого события празднование иконе совершается 23 июня .



Пред прославленным образом приносили присягу на верность России, пред ним молились, выступая в военные походы, пред ним совершали избрание всероссийских митрополитов, а впоследствии и патриархов.



В последний раз икона покидала Москву в 1812 году - на несколько месяцев ее перенесли во Владимир и Муром. но вскоре она снова вернулась в Успенский собор. Знаменательно, что победа при Бородине была одержана именно 26 августа. в день празднования иконы Богоматери Владимирской. С тех пор икона уже не покидала стен Успенского собора вплоть до передачи ее в собрание Государственной Третьяковской галереи в 1928 году.



В последние столетия присутствия Владимирской в Успенском соборе она находилась в алтаре храма, ее выносили только в честь значительных событий, таких, как коронация императора. В иконостасе храма ее место занимал список "в меру и подобие", который и сейчас можно увидеть в Успенском соборе.



15 декабря 1999 г. Владимирская икона Божией Матери была окончательно передана Государственной Третьяковской галереей в находящийся при ней храм святителя Николая в Толмачах. с тех пор она постоянно находится в экспозиции храма-музея. Для сохранения иконы в храме были созданы особые условия - изготовлен специальный киот. защищающий святыню от внешних воздействий, в помещении храма поддерживается ровный климат, способствующий защите находящихся в нем святынь. За состоянием иконы следят сотрудники музея.



Тропарь



Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимши, Владычице, / чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся. Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице! / Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, / да избавит град сей / и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, / и спасет души наша, яко Милосерд.



Редакция текста от: 26.11.2008 08:09:10





Иконы Богоматери



В каждом христианском храме обязательно есть самые почитаемые и важные для христианской Церкви образы - иконы Богоматери и Спасителя, призванные быть нашими заступниками и покровителями.



В каждом христианском храме обязательно есть самые почитаемые и важные для христианской Церкви образы - иконы Богоматери и Спасителя, призванные быть нашими заступниками и покровителями.



Первая икона Богоматери



Первые прижизненные иконы Божией Матери писал евангелист Лука, апостол от семидесяти. Во 2-3 веке от Рождества Христова наиболее распространённым образом Богоматери было изображение Девы Марии с Младенцем Иисусом, которого она держит на руках в сидячем положении.



Иконография образа Богородицы



Общим для всех типов икон Богоматери является изображение одежд Пречистой: тёмно-красный мафорий (длинное женское покрывало, которое покрывало голову и плечи замужним женщинам) и синяя туника (узкое длинное платье с прорезями для головы и рук). Обязательными считаются изображения трёх звёзд на одеждах Божией Матери, символы её чистоты и приснодевства до, во время. и после рождения Иисуса Христа.



Различаются разные типы икон Богородицы взаиморасположением Девы Марии и Младенца Иисуса. В православии наиболее распространены четыре разновидности икон Богородицы :





  • Одигитрия - или Путеводная, Указующая путь, Путеводительница. На такой иконе Божия Матерь указывает рукой на небесного царя и судью Иисуса в образе Эммануила (в отроческом возрасте), который, находясь в центре композиции, благословляет обращающихся к нему правой рукой, держа при этом в левой свиток или же книгу. В России иконами такого типа являются: икона Смоленской Божией Матери. икона Казанской Богоматери. Печерская икона Божией Матери и другие.


  • Елеуса - или Умиление. На такой иконе Младенец Иисус прильнул щекой к Деве Марии, символизируя тем самым безграничную любовь Бога к роду человеческому, воплощённому в Пречистой. Самые известные иконы Божьей Матери Елеуса: родовая икона царей Романовых образ Фёдоровской Божией Матери. икона Донской Богоматери, икона Взыграние Младенца .


  • Оранта - или Молящаяся. Дева Мария на иконе Богоматери Оранта вскидывает руки ладонями наружу в заступническом молельном жесте. Распространены как поясные, так и в полный рост изображения образа Богоматери Оранты. В России долгое время распространённым был подтип Оранты - "Знамение" (ударение на "а"): на уровне груди Богородицы в круглом медальоне Иисус Христос в отрочеством возрасте (т.н. Эммануил). Иконами Богоматери Оранта считаются Мирожская икона, Новгородская икона "Знамение" и другие.


  • Панахранта - или Пречистая, Всемилостивая. Панахранте соответствует величественное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом на руках, восседающая на троне. Почитаемые иконы Богоматери Панахранта в Православии: Киево-Печерская икона Богоматери. "Державная" и "Всецарица".




Краткое житие Девы Марии



Детство Богоматери



Богоматерь, Богородица - в христианстве именование Девы Марии, девушки, родившей Бога-Сына Иисуса Христа. Мария была единственной дочерью Святого Иоакима и Святой Анны, родивших её в преклонные года после долгих лет бездетности. Будущая Богородица воспитывалась в строгости и нравственной чистоте, а в возрасте трёх лет её ввели в Иерусалимский храм, где первосвященником был родственник Девы Марии Захария, будущий отец Иоанна Предтечи. В Храме Господнем Мария постоянно молилась, изучая Священное Писание и занимаясь рукоделием.



Обручение с плотником Иосифом и чудесное зачатие Богоматери



По достижении 14 лет Мария была обручена с Иосифом Обручником (Иосифом Плотником) - престарелым мужем из рода Давида, пообещавшего сохранить и уважать её обет девственности. Уже в доме Иосифа в Назарете будущей Богоматери явился архангел Гавриил. провозгласивший Благую Весть - весть о будущем рождении от Девы Марии Спасителя. Иосиф, узнав о беременности Марии, пожелал отпустить её, подумав о нарушении ею обета, но архангел Гавриил во сне явился Обручнику и смог успокоить его, рассказав о том, что будущая Богородица сохранила свою невинность, зачав чудесным образом от Святого Духа. Сразу после Благовещенья Дева Мария отправляется в дом к Захарии и жене его праведной Анне, уже шестой месяц ожидающих рождения будущего пророка Иоанна Крестителя (Предтечи).



Поездка Марии и Иосифа в Вифлеем и Рождество Христово



Через некоторое время Мария вернулась в дом Иосифа, чтобы вместе с ним отправиться в Вифлеем для участия в переписи населения. Там и происходит чудеснейшее Рождество Христово. подарившее миру Спасителя. После рождения Иисуса Христа, Дева Мария вместе с Младенцем и Иосифом покинули Израиль, спасаясь от избиения младенцев, устроенного царём Иродом. Из Египта на землю Израилеву Святое семейство вернулось только после смерти Ирода.





ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ



К кому, как не к Божией Матери, Ходатаице за нас, грешных, прибегать христианину во всякой скорби, печали и заботе?



Церковная традиция считает древнейшим изображением образ Богоматери с Младенцем Христом на руках — так на­зываемую Одигитрию, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Эта икона была написана евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы.



Существует пять иконографических типов изображения Божией Матери:





  • Путеводительница,


  • Молящаяся,


  • Умиление,


  • Всемилостивая,


  • Заступница.




Почти на всех иконах Богоматерь изображается с мафорием — четырехугольным покрывалом замужней женщи­ны на голове, которое ниспадает на плечи. Мафорий обыч­но бывает красным — этот цвет символизирует земные стра­дания и воспоминает о Ее Царском происхождении. Ниж­ние же одежды, как правило, пишутся голубыми, ибо этот цвет знаменует собой небесную чистоту Богородицы. На ру­ках у Нее — поручи (нарукавники), символ служения Церк­ви, которую и представляет Богоматерь.



Напомним, что Богоматерь является символом Церкви Земной, а Иисус Христос — Церкви Небесной.



На челе и плечах Богоматери изображаются в знак чис­тоты и непорочности три звезды. Кроме того, это — знак Святой Троицы. На некоторых иконах одна из звезд закры­та фигурой Младенца Иисуса, ибо Он — Воплощение вто­рой ипостаси Троицы.



Среди чудотворных икон Божией Матери известны три древнейших типа:





  • Одигитрии Смоленской с Богомладенцем на левой руке;






  • Владимирской Божией Матери с Младенцем на правой руке;






  • Богоматери Знамение с Младенцем при персях.




«Путеводительница» («Одигитрия»)



Известны два древнейших типа — изображение Богома­тери с Младенцем на левой руке, стоящей в рост либо вос­седающей на троне.



Название объясняется тем, что икона с таким изображе­нием привела слепцов к храму.



На иконах этого типа Богоматерь может держать Богомладенца прямо перед Собой, Младенец может находиться с Ее левой стороны или сидеть на Ее левом колене.



Древний тип сидящей на троне Богоматери с Младен­цем в окружении предстоящих получил название «Печерской» — по иконе Печерской Богоматери из Киево-Печерской Лавры.



Младенец часто изображается в легком повороте к Ма­тери. Его правая рука воздета в благославляющем жесте, а правая рука Пресвятой Девы Марии приподнята к груди.



Наиболее распространены поколенные и поясные вари­анты изображения Одигитрии, характерной особенностью которых является легкий поворот ликов Девы Марии и Богомладенца навстречу друг другу.



Богоматерь «Путеводительница» («Одигитрия»)



«Молящаяся» («Панагия», «Оранта»)



«Орантами» называли изображение человеческих фигур в молитвенной позе. Богоматерь Оранта представляется с воздетыми вверх руками.



Богоматерь Оранта называется также Великой Панагией, Богоматерью Влахернитисса, или Нерушимой стеной.



Панагия означает в переводе с греческого Всесвятая. Так же назывались и небольшие круглые иконки Богоматери Оранты, которые стали нагрудным знаком архиеерев.



Название Влахернитиссы образ Оранты получил благода­ря тому, что такое изображение было помещено на алтар­ной стене Влахернского храма в Константинополе.



Оранта обычно изображается стоящей на помосте-пуль­пите и облаченной в мафорий темно-красного цвета, наки­нутый на голову и окутывающий крест накрест грудь, и в столу — длиннорукавный хитон синего цвета с поясом. Под мафорием на голове надет чепец.



Существует и поясной тип изображения Оранты.



Оранта Нерушимая Стена знаменует собой Богоматерь Заступницу.



К этому же типу относят и изображения Богоматери Знамение, иконография которого сложилась на основе трансформации образов Богоматери с Младенцем на руках в медальоне и соединения их с изображением Оранты. Этот тип представляет собой изображение Девы Марии с изобра­жением Христа на груди.



Богоматерь Нерушимая стена



Богоматерь Знамение



«Умиление» («Елеуса»)



Богоматерь прижимает Младенца Христа к Своей щеке.



Известны варианты сидящей и стоящей в рост Богома­тери, а Младенец может сидеть как на правой, так и на ле­вой руке. Наиболее известна Владимирская икона этого ти­па, на которой дается поясное изображение Богоматери с Младенцем на правой руке.



Особый вариант Елеусы представляет собой иконы «Млекопитательница» («Галактотрофуса») и «Взыграние Мла­денца».



На иконе «Млекопитательница» Богоматерь, восседая на престоле, кормит Младенца грудью.



На иконе «Взыграние Младенца» обычно сидящий на правой или левой руке Младенец свободно болтает ножка­ми, вся Его фигура полна движения, а рукой Он касается щеки Богоматери.



Иногда на иконах типа «Умиление» Младенец может стоять на коленях у Матери.



Богоматерь «Умиление» («Елеуса»)



«Всемилостивая» («Панахранта»)



Богоматерь восседает на престоле, а на коленях ее сидит Младенец Иисус Христос. Престол, как уже говорилось, сим­волизирует Царственную Славу.



Богоматерь «Всемилостивая» («Панахранта»)



«Заступница» («Агиосортисса»)



Богородица изображается в полный рост одна, без Мла­денца, обращенной вправо. Она стоит в молитвенной позе и смотрит на Небеса. Ее правая рука воздета к Богу, а в ле­вой Она держит свиток с текстом молитвы «Господи Боже, выслушай голос Моего моления, ибо Я молю за мир».





Икона Божией Матери «Взыграние Младенца»





Икона Божией Матери «Взыграние Младенца»



«Взыграние» — русская икона древнего письма, писанная с греческого образца. В Византийской империи этот образ почитался древней чудотворной святыней. Иконы Богоматери того же имени имеются в Московском Новодевичьем монастыре и в Ватопедской обители на Афонской горе.



Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» – одна из самых любимых икон на Руси. Издревле считалось, что она отвечает за полноту материнства, поэтому перед этой иконой молились женщины, желающие иметь детей. Также в православном христианстве было принято перед родами служить молебен с акафистами Божией Матери в честь Ее икон «Взыграние Младенца» и «В родах помощница».





иконы Богородицы (Божией Матери)



Икона Богородицы – величайшая святыня, издревле почитаемая в христианском мире, поскольку Её дивный образ ещё при земной жизни Заступницы вдохновил евангелиста и иконописца апостола Луку на воплощение Её лика в иконе Божией Матери. и он сохранился в Вечности для тех, кто прибегает к Её помощи, приходит поклониться образу Матери Всех. Эти изначальные изображения канули во временах, но все последующие списки не исчезли для будущего и доныне вдохновляют иконописцев, поколение за поколением, на воссоздание Её чудного светлого, скорбного, всепрощающего и любящего лика.…



Божию Матерь именуют многими именами – Матушка-Заступница, Царица Небесная, Богородица, Богоматерь – все эти Её имена отражены в молитвенных обращениях к Ней, веками складывавшихся в православии. Иконы Божией матери – предмет величайшего почитания. Сама же Заступница зачастую единственная и последняя инстанция, куда мы можем обратиться со своими горестями, неразрешимыми земными способами проблемами. Мы просим Её, главную Ходатаицу за нас перед Богом, о помощи и прощении, ибо наши молитвенные силы невелики, и Она, Богородица, всегда слышит истинно горячую, слезную мольбу за нас самих и наших близких, за чью-то дорогую нам жизнь.



Сколько раз общая молитва к Ней, крепость веры в Бога и в заступничество Царицы Небесной перед Сыном в смутные и тяжкие для нашего Отечества часы спасали Россию! Мольба, возносимая перед иконами Божией Матери. и неслышный уху, но сердцем ощутимый Её ответ придавали русскому народу мужества, где для него почти не оставалось сил, и противник, который, казалось, был близок к победе, обращался в бегство! И тогда оказывалось: правда – за нами, за Русью, Россией, ибо на нашей стороне была Матерь Божия и Её горячая молитва к Господу за Её удел на земле!



Нет у нас ни одного не то что храма Божия – нет ни одного истинно православного дома, где не светил бы с иконы светлый лик Богородицы – Казанской. Владимирской. Иверской. и зачастую не один, поскольку чтимых списков икон Богородицы. перед которыми молятся в самых разных жизненных ситуациях, в православии несколько сотен. У каждого – своя история, сопровождающаяся явлениями чудотворения, чудесного его обретения. Из этих событий и явлений мы видим, что Богородица никогда не оставляет человеческий род, взятый Ею в усыновление, и через Её иконы – иконы Божией Матери Она снова и снова являет миру Своё Материнское внимание и благоволение.



Поэтому, если хотите сделать кому-то из родных и близких, возможно, себе самим, в самом деле ни с чем не сравнимый, даже не подарок – дар, подарите икону Богородицы. Выберите ее сердечным чутьем из того великого обилия списков, какой известен, – и подарите. Поверьте, этот тот дар, который будет оценен с величайшей благодарностью и никогда не забудется, как и тот, кто преподнес это святое чудо…







Икона (от гр. - изображение, образ) – принятое Церковью и освященное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых и разных событий из Священной и церковной истории. Иконы по строго определенным правилам (канонам) пишутся красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом – особым грунтом.



Асист – состав, используемый в иконописи для наклейки листового золота и серебра. Имеет вид густой, клейкой массы темно-коричневого цвета, приготовляется из чеснока или отстоев пива путем томления в печи до нужного состояния. При употреблении разводится водой так, чтобы им можно было проводить кистью самые тонкие линии. На асисте золото держится очень хорошо и не теряет своего блеска.



Доска иконная – древесная основа под икону, обычно липовая, реже сосновая, еловая, дубовая или кипарисовая. Несколько досок плотно соединяют боковыми сторонами в единый щит нужного размера, склеивают животным клеем (например, казеиновым) и дополнительно скрепляют шпонками с тыльной стороны или с торцов (чтобы не коробилась). С лицевой стороны делают плоское углубление – ковчег.



Иконография (греч. – описание образа) – описание особенностей и канонов изображения определенного лица или сюжета на иконах.



Иконопись – специфический жанр живописи, история развития которого охватывает два тысячелетия. Появилась во времена процветания Римской империи вместе с возникновением христианства. Существуют предания, согласно которым первая икона (Богоматерь с Младенцем Христом на руках) написана апостолом Лукой. О первом изображении Иисуса Христа святой Иоанн Дамаскин писал так: ". царствовавший в Едесском городе Авгарь послал живописца, чтобы он нарисовал похожий образ Господа, и когда живописец был не в состоянии по причине сиявшего блеска Его Лица, то Господь Сам, приложив кусок материи к Своему Божественному Лицу, запечатлел на куске материи Свой образ". Так возникло изображение, известное под названием Спас Нерукотворный. На Руси иконы появляются с принятием христианства. Первым выдающимся русским иконописцем на рубеже XI-XII веков был преподобный Алипий. монах Киево-Печерского монастыря. В дальнейшем иконопись распространяется по всей стране, становясь главным жанром изобразительного искусства. В истории русской иконописи много славных имен, самым почитаемым из которых стало имя святого преподобного Андрея Рублева. Выдающимися иконописцами были также Феофан Грек. Дионисий. Даниил Черный .



Киот - украшенная рама для иконы или застекленный шкаф для нескольких икон.



Левкас (греч.) – белый грунт для иконной живописи. Состоит из толченого мела (или гипса) и клея. Наносится постепенно, многослойно на поверхность доски, предназначенной для написания иконы. Поверхность левкаса тщательно шлифуют.



Нимб – сияние вокруг головы: знак Божией благодати в виде диска или световых лучей, изображаемый на иконах как символ духовной славы.



Оклад – накладное украшение, прикрепленное к иконе поверх красочного слоя. Изготовлялось из цветных металлов, жемчуга, бисера, золотого шитья, резного золоченого дерева. Иногда украшалось драгоценными камнями. Оклады прикрывают отдельные части живописи или всю поверхность, кроме лика, рук и ног.



Складень – подобие малого иконостаса из нескольких, соединенных петлями, складывающихся створок с иконками. Предназначен для путешествующих.



Финифть - на иконных окладах и других изделиях декоративного искусства: металлические детали, украшенные эмалью. Финифтью называются и небольшого размера образки - иконки овальной и прямоугольной формы, написанные эмалевыми красками. Центром изготовления финифти с XVII до начала XX века был Ростов Великий.



Спас Нерукотворный – икона с изображением Иисуса Христа, оставленным Им Самим на полотенце, которое Он некогда приложил к Своему лицу (см. Иконопись ).



"Благодатное небо" – чудотворная икона Божией Матери. Пресвятая Дева изображена стоящей на небе, в сиянии, со скипетром и в короне (празднование – 19 марта и в Неделю всех святых ).



Боголюбская икона Божией Матери – первая русская икона, чудотворная, написана в память о чудесном явлении Пресвятой Богородицы святому благоверному князю Андрею Боголюбскому в 1155 году (празднование 1 июля).



"Взыскание погибших" - чудотворная икона Божией Матери. О происхождении образа "Взыскание погибших" достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон с таким названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели. В середине XVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути сильнейшей метелью. Лошади выбились из сил и остановились у непреодолимого оврага. Отчаявшись добраться до жилья и замерзая, Обухов стал засыпать в санях. В последние мгновения жизни он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи, и Она услышала: в соседнем селении крестьянину почудился под окном чей-то голос: "Возьмите". Он встревожился: вышел, начал искать и обнаружил неподалеку от околицы замерзающего Обухова. Выздоровев, спасенный в благодарность заказал икону, которая под названием "Взыскание погибших" прославилась впоследствии многими чудесами. Празднование 18 февраля.



Владимирская икона Божией Матери – великая святыня земли Русской. Согласно преданию, она была написана еще при жизни Богородицы святым апостолом и евангелистом Лукой. Привезена в Киев из Константинополя в XII веке. Святой Андрей Боголюбский перенес ее в Боголюбово, откуда она попала во Владимир. Много чудес истекало от этой иконы. В 1146 году она сопровождала князя Андрея Боголюбского в его победоносном походе против волжских булгар. В 1185 году, когда сгорел Владимирский собор, она сохранилась. Осталась невредимой и при разорении Владимира Батыем в 1237 году. В связи с нашествием Тамерлана икона в 1395 году была перенесена в Москву. В час встречи иконы в Москве Тамерлан увидел во сне Деву, которую окружали ангелы с огненными мечами. Устрашившись, Тамерлан бежал. На месте встречи иконы был затем построен Сретенский монастырь. а 8 сентября с тех пор отмечается праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Празднество 6 июля совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году. Тогда хан Ахмат с громадными полчищами подошел к реке Угре. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к сражению - событие это вошло в историю под названием "Стояние на реке Угре". Вся Москва молилась Пресвятой Богородице о спасении православной столицы, и Матерь Божия заступилась за землю Русскую: враги бросились бежать, гонимые страхом. 3 июня установлено празднество в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. В это грозное время вся Москва снова молилась Пресвятой Богородице, и снова Она защитила нас: войско хана без видимых причин бежало.



"Воспитание" - икона Божией Матери, на ней Она изображается с Младенцем Иисусом, сидящим на левой руке Её. Список с сей иконы, прославившейся по всей России своими чудотворениями, находится в Казанском Московском соборе. Перед этой иконой Пресвятую Богородицу просят о помощи в воспитании детей. Празднование иконе - 18 марта.



"Всех скорбящих радость" – чудотворная икона Божией Матери, впервые прославилась в 1688 году в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке, исцелением Евфимии, родной сестры Патриарха Иоакима. На иконе Богородица изображается во весь рост, окруженная бедствующими людьми: нищими, обидимыми, больными. Празднование 6 ноября.



"Державная" икона Божией Матери – явила себя русскому народу 15 марта 1917 года в день отречения Царя Николая II от престола. Эта икона явилась в двух сновидениях крестьянке Евдокии Андриановой и указала место, где ее искать. Придя по этому указанию в церковь села Коломенского, Евдокия рассказала обо всем настоятелю, и после долгих поисков в церковном подвале среди всякой рухляди была найдена старая черная икона. Когда ее промыли, всем присутствовавшим в храме открылось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красном царском одеянии, с короной на голове и знаками царского достоинства - скипетром и державой - в руках. По всей России быстро распространилась весть о том, что Сама Царица Небесная взяла на себя верховную власть над народом, отвергшим своего царя и вставшим на погибельный путь богоборчества. Празднование иконе совершается 15 марта.



Донская икона Божией Матери – чудотворная икона, много раз помогавшая русским воинам. Впервые – в битве на Куликовом поле, когда ее носили среди воинов, и когда перед ней молился князь Димитрий. Именно с тех пор она стала именоваться Донской. В другой раз перед ней молился царь Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казанское ханство, и поход оказался победным. В 1591 году к Москве подошли крымские татары, и царь Феодор Иоаннович приказал совершить вокруг стен Кремля крестный ход с Донскою иконой. Татары, устрашенные какой-то невидимой силой, покинули поле битвы. В благодарность Феодор Иоаннович основал монастырь, названный Донским-Богородицким. в котором поместили Донскую икону. Там она находится и поныне. Празднование иконе совершается 1 сентября.



"Живоносный источник" - чудотворная икона Божией Матери, явившаяся людям близ источника, находившегося в роще, неподалеку от города Константинополя. Так Сама Богородица указала источник, творивший чудеса исцелений. Над источником был построен храм. Празднование в пятницу Светлой (пасхальной) седмицы.



Знамения Божией Матери икона – представляет поясное изображение Богоматери с простертыми к небу руками и с младенцем Иисусом в круге. Иисус правой рукой благословляет мир, а в левой держит свиток как знак Своего спасительного учения. Впервые это название было дано Новгородской иконе. После выноса ее на городскую стену войска Андрея Боголюбского. осаждавшие город в 1170 году, обратились в бегство. Празднование этой иконе, как и всем иконам Знамения Божией Матери, 10 декабря. Курская икона Знамения Божией Матери была обретена в 1295 году на берегу реки Тускары, близ того места, где находился Курск, незадолго до того полностью уничтоженный татарами. При царе Феодоре Иоанновиче на этом месте был выстроен монастырь, известный под именем Коренной пустыни. Со временем и сама эта икона получила название Курской-Коренной. В годы гражданской войны она была вывезена из России и почитается с тех пор как хранительница всех русских, живущих в рассеянии по белу свету. Празднование этой иконе совершается 10 декабря, 21 марта, 21 сентября и в девятую пятницу по Пасхе.



Иверская икона Божией Матери – величайшая святыня Афона. В IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. Тогда в тех краях распространилось иконоборчество. Иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один из воинов ударил икону копьем. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Потрясенный этим чудом, воин с раскаянием пал на колени. Потом он оставил ересь и принял иночество. Чтобы спасти икону от поругания, женщина пустила ее в море. Спустя много лет эта икона явилась в "столпе огненном" на море близ Иверской обители, что на Афоне. В этом монастыре она находится и доныне. Точный список с иконы был привезен в 1648 году в Москву и помещен в Иверскую часовню Воскресенских ворот у въезда на Красную площадь. Празднование – 25 февраля, 26 октября и во вторник Светлой седмицы.



Иерусалимская икона Божией Матери – по преданию, написана в Гефсимании евангелистом Лукой через 15 лет после Вознесения Иисуса Христа. Празднование 25 октября.



Казанская икона Божией Матери – была найдена в Казани в подвале сгоревшего дома в 1579 году. Пресвятая Дева, трижды явившись во сне девятилетней девочке, указала, где искать икону. Икона была найдена и отнесена в ближайший храм. От нее стали совершаться чудеса. Подробное сказание о них было составлено Казанским митрополитом, впоследствии Патриархом Московским и всея Руси, Гермогеном. В 1612 году икона с казанским ополчением прибыла в Москву, находилась в стане князя Пожарского и стала предметом особого поклонения после освобождения Москвы от поляков, в котором православный народ видел несомненную помощь Пресвятой Богородицы. Казанская икона представляет собою поясное изображение Богоматери с Богомладенцем, сидящим на левой руке. Основные особенности изображения - прямое положение младенца Христа (в анфас) и такое положение рук Богородицы, при котором кисти рук не видны. Празднование 21 июля и 4 ноября.



"Млекопитательница" - икона Божией Матери, на которой Она изображается кормящей грудью Младенца Христа. Икона эта находится на Афоне. при Карейской келье, принадлежащей Хилендарскому монастырю, первоначально находилась в лавре Саввы Освященного. По сложившейся традиции перед этой иконой особенно усердно молятся матери о благополучном грудном вскармливании и здоровье младенцев. Празднование иконе - 25 января.



"Неопалимая купина" – в Ветхом Завете горящий и несгорающий куст, в котором Бог Отец явился Моисею. В христианских церковных песнопениях это Богородица, сохраняющая нетленность и девство по воплощении и по рождении Сына Божия, Иисуса Христа. Существует икона с таким названием, празднование – 17 сентября.



"Нечаянная радость" – чудотворная икона Божией Матери, на которой изображено чудо, описанное святым Димитрием Ростовским: один грешник молился Богородице и вдруг увидел на руках и ногах Богомладенца кровь, как на кресте у Спасителя. Он ужаснулся и спросил, кто это сделал, и Богоматерь ответила, что это сделали такие же грешники, как он. После видения человек раскаялся и стал жить праведно. Празднование 14 мая и 22 декабря.



"Одигитрия" (греч. – путеводительница) – икона Богоматери с Младенцем. На Руси изображение было всегда поясным, с Богомладенцем на левой руке. По месту своего создания или явления иконы получили названия: Смоленская. Тихвинская. Иверская. Иерусалимская. Грузинская, Костромская, Ярославская и другие. Сохраняя основной иконографический тип Одигитрии, они отличаются в деталях.



"Оранта" (лат. - молящаяся) - икона Богоматери. Богородица изображается одна, в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками.



"Отрада" ("Утешение") – чудотворная икона, находящаяся на Афоне. Празднование 3 февраля.



"Помощница в родах" - икона Божией Матери, на ней Пресвятая Богородица изображена воздевающей руки к Небу, с младенцем при персях, как на иконе "Знамение". Перед этой иконой молятся о благополучных родах. Празднование иконе - 8 января.



Почаевская икона Божией Матери - чудотворная икона Божией Матери, которая находится в Свято-Успенском Почаевском монастыре. В 1559 году Константинопольский митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил Анне привезенную из Константинополя икону Богородицы. Стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала в 1597 г. чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храм, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. Позже там основан монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства. Празднование Почаевской иконе совершается 5 августа, 21 сентября и в пятницу на Светлой седмице.



"Призри на смирение" - икона Божией Матери, именуемая "Призри на смирение", явилась в 1420 году в Псковской земле, на озере Каменном. 16 сентября того же года она была перенесена в Псков и поставлена в соборном храме. В память этого перенесения чудотворной иконы было установлено празднование.



Пюхтицкая икона Божией Матери - чудотворная икона, найденная в XVI веке на горе Пюхтице, на месте явления Богородицы. Чудеса совершаются и от источника, возле которого она была найдена. В 1891 году там был выстроен Пюхтицкий Успенский монастырь. Празднование иконе 28 августа.



"Скоропослушница" – чудотворная икона Божией Матери, названная так потому, что Сама Богородица дала обещание всем, обращающимся к Ней, оказывать скорую помощь и поддержку. Находится икона на Афоне. где и совершилось первое ее чудо: монах, небрежно обращавшийся с нею, ослеп, и вновь прозрел только после покаяния. Празднование 22 ноября.



Смоленская икона Божией Матери – чудотворная икона, которая, по преданию, является одной из икон, современных Самой Богородице. Она первой из византийских чудотворных икон прибыла на Русь. Один из исторических источников свидетельствует, что Византийский император Константин Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну, выдавая ее в 1046 году замуж за князя Всеволода Ярославича. Впоследствии перенесенная сыном Всеволода Ярославича Владимиром Мономахом из Чернигова в Смоленск, она прославилась на Руси как Смоленская (см. "Одигитрия" ).



"Спорительница хлебов" - икона Божией Матери, написана по благословению старца Оптиной пустыни преп. Амвросия. пламеневшего детской верою к Божией Матери. Иконой "Спорительница хлебов" он благословил основанную им в 12 верстах от Оптиной пустыни Казанскую Шамординскую женскую Обитель. На иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу - сжатое поле, а на нем среди трав и цветов - снопы ржи. Старец Амвросий указывал этим празднованием, что Пресвятая Богородица - "Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного". Фотоснимки с этой иконы старец раздавал и рассылал своим духовным детям. Для пения акафиста перед святым образом старец составил припев: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!" От этой иконы неоднократно были засвидетельствованы различные чудеса. Особенно ей молятся об урожае во время голода и о прекращении засухи. Празднование 28 октября.



"Споручница грешных" – чудотворная икона Божией Матери. Божественный Младенец сидит на левой руке Пресвятой Богородицы и двумя ручками держится за Ее правую руку. Икона находится в Москве, в храме Святителя Николая в Хамовниках, в специально выстроенном для нее приделе. Празднование 20 марта и 11 июня.



Тихвинская икона Божией Матери – чудотворная икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и отправленная им в Антиохию. Оттуда икона была перенесена в Иерусалим, потом - в Константинополь, где для нее был воздвигнут храм, известный под названием Влахернского. За 70 лет до падения Константинополя, в 1383 году, икона явилась над водами Ладожского озера и затем остановилась при реке Тихвинке. На этом месте был сооружен храм, а затем устроен мужской монастырь. В 1613 году, когда шведы овладели Новгородом и подступили к Тихвинскому монастырю, чудотворный образ с молитвами и песнопениями был обнесен вокруг монастыря: шведы пришли в смятение и отступили. Празднование 9 июля.



Толгская икона Божией Матери – чудотворная икона, явившаяся в 1314 году Ростовскому святителю Прохору. Празднование 21 августа.



"Троеручица" – чудотворная икона Божией Матери, история которой связана с жизнью святого Иоанна Дамаскина. Желая погубить Дамаскина как ревностного защитника иконопочитания, один из врагов православия оклеветал его перед дамасским халифом, доставив тому подложное письмо, в котором Иоанн Дамаскин будто бы предлагал сдать Дамаск. Халиф велел отрубить Иоанну правую руку: рука была отсечена и повешена в центре города на видном месте, но вечером, по просьбе Иоанна, возвращена ему. Чудесной помощью Пресвятой Богородицы, к которой обращался с молитвами Иоанн, отсеченная рука срослась со своим суставом. В благодарность Иоанн Дамаскин сделал из серебра изображение кисти руки и прикрепил ее к иконе Богородицы, отчего икона эта и получила впоследствии название "Троеручицы". В настоящее время находится на Афоне. Празднование 11 июля, 25 июля.



"Умиление" Псково-Печерская – чудотворная икона Божией Матери, прославившаяся исцелениями. Принесена в Псково-Печерскую обитель около 1521 года. Празднование 3 июня, 6 августа, 8 сентября, 20 октября.



"Умиление" Серафимо-Дивеевская – икона Божией Матери, принадлежавшая Серафиму Саровскому. Перед нею он и скончался на молитве. Празднование 10 августа.



"Утоли моя печали" – чудотворная икона Божией Матери, принесенная в Москву казаками в 1640 году. Богородица изображается на иконе с несколько склоненной набок главой, к которой она прилагает левую руку. Общий ее вид как бы говорит нам, что Царица Небесная прислушивается к слезам и молитвам всех верующих, обращающихся к Ней со своими скорбями, нуждами и печалями. Правой рукой Богоматерь придерживает стопы Богомладенца. Спаситель держит пред Собою в руках развернутый свиток, на котором начертаны слова Божественного увещания: "Суд праведен судите, милость и щедроты творите. " Празднование 7 февраля.



Феодоровская икона Божией Матери - чудотворная икона. По преданию, написана евангелистом Лукой. В России первоначально находилась в Феодоровском Городецком монастыре. При нашествии Батыя и Городец, и монастырь были опустошены, жители бежали, а икону взять с собой не успели. Спустя несколько десятилетий, 16 августа 1239 года, она явилась младшему брату Александра Невского Костромскому князю Василию Ярославичу в лесу, на древе, во время охоты. Накануне многие жители Костромы видели, как по улицам города прошёл какой-то воин, а в руках он держал икону. Лик этого воина напомнил жителям иконописное изображение святого великомученика Феодора Стратилата. Обретенная икона была поставлена в храме святого Феодора Стратилата в Костроме и получила название Феодоровской. На месте обретения иконы князь основал монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В 1260 году чудотворный образ спас Кострому от татарских полчищ. В 1613 году Феодоровской иконой был благословлен на царствование юный Михаил Федорович Романов, первый государь из династии Романовых. В настоящее время икона находится в Успенском соборе Костромы. Перед этой иконой по традиции молятся о благополучных родах. Празднование иконе совершается 27 марта и 29 августа.



"Целительница" - икона, на которой Царица Небесная изображается стоящею у одра больного, на устах больного видно млеко. История этого изображения такова. Один благочестивый клирик тяжело заболел и обратился к Богоматери с молитвой, в ту же минуту он увидел у своей постели Ангела-Хранителя, просящего Богоматерь об исцелении болящего, и явившуюся Богородицу, которая источила на уста больного спасительную каплю млека из сосцов Своих и стала невидима. Больной почувствовал себя совершенно здоровым и поведал всем о произошедшем чуде. Перед этой иконой молятся об исцелении болящих. Празднование иконе - 1 октября.



Ченстоховская икона Божией Матери – чудотворная икона, почитаемая и православными, и католиками. Написана, по преданию, евангелистом Лукой. В 326 году святая царица Елена. получив эту икону в дар, привезла ее в Царьград, где она пробыла почти пять веков. Затем перенесена была в Россию, где и прославилась многими чудесами. Отнятая поляками, попала в руки татар, которые начали расстреливать ее из луков, но, когда из иконы потекла кровь, в испуге бежали. В настоящее время находится в Польше в монастыре близ города Ченстохова. Празднование 19 марта.





Икона Божьей Матери с младенцем



Каждый православный храм имеет главные почитаемые христианские образы – это иконы Богородицы и Спасителя. На протяжении многих веков они остаются нашими заступниками и покровителями. Так повелось в православном мире, что Богоматерь стоит во главе всех прославляемых церковью святых. Первые христианские иконы Божьей Матери с младенцем писал евангелист Лука. Самым распространённым был образ Богоматери с младенцем Иисусом на руках. Именно божественная радость деторождения, как воплощение новой жизни, отражена на этой прекрасной иконе. Доверительные и очень нежные отношения Матери и Сына, которые должны существовать между сыновьями и матерями повсюду — главный посыл иконы Богоматери с младенцем. В России существует более 700 икон Богородицы с младенцем, а также их списков. Все они признаны чудодейными и глубоко почитаемы среди православных людей.



О чем молятся перед иконой Божьей Матери с младенцем



Божья Матерь с младенцем – икона, помогающая всем матерям в воспитании своих чад,  во время беременности, молящимся за удачное деторождение. Принято иметь эту икону в доме, где ждут рождение малыша или уже есть новорожденный. Кроме того, перед православной иконой Божьей Матери с младенцем молятся о здоровье мамы, кормящей ребенка. Молитвы тех семей, в которых долгое время не появляется первенец, всегда бывают услышаны Пресвятой Богородицей, ведь она великая Заступница за весь род человеческий перед Господом.



Где купить икону Божьей Матери с младенцем



В православии существует много образов Богоматери. Все они помогают нам в разных житейских ситуациях. Иконы Богородицы с младенцем пользуются у христиан самой большой популярностью. Нет, пожалуй, дома, где бы не находился этот чудный образ. Те, кто еще не купил икону Божьей матери с младенцем, сможет приобрести ее в церкви или в интернет магазине, а можно заказать в мастерской по изготовлению икон. Одними из популярных, в последнее время, считаются вышитые бисером иконы Богородицы с младенцем. Прекрасно выполненные работы в полной мере передают красоту и неповторимость этого чудесного образа. Хорошо подобранная цветовая гамма делает работы, вышитые бисером, очень красивыми и необычными. Икона Богородицы, вышитая бисером станет замечательным подарком для близких и дорогих людей.





Икона Божией Матери «Взыграние Младенца»



Добавить комментарий ( ответить автору темы )



20 ноября (7 ноября ст.ст.) в Православной Церкви установлено празднество в честь иконы Богородицы «Взыграние младенца».



Любопытно, что этот день – 20 ноября, случайно или не случайно, знаменует день, в который Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1959 году декларацию прав ребенка, а в 1989 году - Конвенцию о правах ребенка. В 1954 году ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня ребенка (Universal Children's Day) как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.



Икона Божией Матери «Взыграние младенца» – одна из самых любимых в русском народе икон. Эта икона отвечает за полноту материнства, поэтому в православном христианстве было принято перед родами служить молебен с акафистами Божией Матери в честь Ее икон «Взыграние младенца» и «В родах помощница». Беременность и предстоящие роды – события, которые показывают Божественное величие жизни, поэтому в Древней Руси носить дитя под сердцем старались с молитвою. Также перед этой иконой молятся женщины, желающие иметь детей.



Иконографический тип «Взыграние Младенца» считают разновидностью одного из основных типов изображения Божией Матери - Умиление (или Елеуса), который передает особенно трепетное отношение между Богородицей и Младенцем. Эти образы предзнаменуют крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. На иконах этого типа между Богородицей, символизирующей идеал человеческого рода, и Богомладенцем нет расстояния, они прижимаются щекой к щеке, их любовь безгранична. К иконографическому типу Елеуса также относятся образы Богоматери «Владимирская», «Ярославская» и др.



По мнению исследователей, жанровый характер изображения «Взыграние младенца», скорее всего, сформировался из повествовательных евангельских сцен, в первую очередь композиции «Сретение Господне». Движение Младенца Христа более всего напоминает позу Младенца в сцене Сретения, где Он часто показан влекомым силой своего жертвенного предназначения от Матери на руки Симеона, предвозвещающего страстной путь Спасителя, что соответствует текстам проповедей, посвященных принесению Богомладенца в храм.



Некоторые наиболее ранние изображения Богоматери Взыграние Младенца сохранились в Македонии, где они были известны под названием Пелагонитиссы (от названия Пелагония – географическая местность в Македонии, где особо почитался этот древний образ). Икона, подчеркивающая тему материнства и будущих страданий Богомладенца, получила широкое распространение в поствизантийском искусстве, особенно в славянских странах.



Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что иконография образа имеет византийское происхождение, хотя существуют и другие предположения. Точно известно, что в Византийской империи этот образ почитался древней чудотворной святыней. На Руси эта иконография распространилась в XVI-XVII веках, и уже, именно, в русской традиции икона получила название «Взыграние младенца», таким образом «Взыграние младенца» считается русской иконой древнего письма, написанной с греческого образца (в Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством»). Русское название извода не являлось ни литературным эпитетом, ни топонимом, и имело в то время распространение преимущественно в среде иконописцев и любителей иконописи. Случаи использования его в качестве сопровождающей надписи на самих иконах были редкими.



Согласно преданию, на Руси икона Божией Матери «Взыграние младенца» была явлена 7 ноября 1795 года (20 ноября н.ст.) в восемнадцати верстах от Москвы и в шести с половиной верстах от станции Люберцы Московско-Казанской железной дороги, при деревне Гремячевой, в древнем Николо-Угрешском монастыре (г. Дзержинский Московской области). Этот монастырь был основан Димитрием Донским в честь победы на Куликовом поле в 1380 году, на месте обретения другой иконы - святителя Николая Чудотворца. Явление чудесного образа, так много говорившего русскому сердцу, ободрило князя перед битвой. Великий князь воскликнул: «сия вся угреша сердце моего» (согрела сердце мое) – и дал обет в случае победы создать на этом месте монастырь, в котором впоследствии и явилась чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Взыграние младенца».



Во времена советской власти, сопровождавшейся разорениями обителей, икона Божией Матери «Взыграние младенца» считалась утраченной. И только в 2003 году возрожденному Николо-Угрешскому монастырю от неизвестной женщины была пожертвована икона Божией Матери, которая по описанию была очень схожа с утерянной. По словам священнослужителей, когда образ привезли в монастырь и установили на место, где он когда-то стоял, то последние сомнения рассеялись – домой вернулась утерянная святыня. Ныне образ «Взыграние младенца» находится в алтаре Спасо-Преображенского собора.



Известные списки иконы - московская и костромская иконы Божией Матери «Взыграние младенца» хранятся в Государственной Третьяковской Галерее. Иконы Богоматери того же имени имеются и в Московском Новодевичьем монастыре, а также в Ватопедском монастыре на горе Афон.



Икона Божией Матери «Взыграние младенца» – одна из самых любимых в русском народе икон. Эта икона отвечает за полноту материнства, поэтому в православном христианстве было принято перед родами служить молебен с акафистами Божией Матери в честь Ее икон «Взыграние младенца» и «В родах помощница».



Беременность и предстоящие роды – события, которые показывают Божественное величие жизни, поэтому в Древней Руси носить дитя под сердцем старались с молитвою. Считалось, что беременная женщина должна была вести благочестивый образ жизни. Внутри нее Господь творит душу и тело человека, и как ни в какой другой период жизни во время беременности женщине необходимо было заботиться о своей душе, быть любящей, милостивой, доброй, кроткой, правдивой, улучшать свои душевные качества, не допускать пороков и совершения грехов. Носящей во чреве следовало удерживаться от раздражения, гнева, зависти, гордости, пустословия, злобы, испуга, страха и уныния во всех их проявлениях. В Древней Руси полагали, что все чувства, мысли, поступки, которые наполняют мать в период ожидания ребенка, непременно в той или иной степени передадутся малышу. Также перед этой иконой молились женщины, желающие иметь детей. Уже после родов служили молебен иконам Богородицы: «Млекопитательница» и «Воспитание». Это помогало наладить грудное вскармливание и правильно воспитывать ребёнка.



Как молиться перед иконой



Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь.



О, Преславная Матерь Божий, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дщери Евы. Вспомни, о, Благословенная в женах, с какою радостью и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности, и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешиться от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня. Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты, Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь.





Дневник



Воскресенье, 20 Сентября 2009 г. 22:52 + в цитатник





Этот тип иконографии сложился в Византии в XI веке, на основе иконографического типа "Одигитрия".



Иконы типа Елеусы, поясные. В иконографии представлено соединение земного и небесного, выраженное сопряжением нимбов и взаимоприкосновением двух ликов - Божией Матери и Богомладенца. Это символическое изображение Христа и Церкви Христовой. Детально рассмотрим иконографию Елеусы на примере иконы Божией Матери Владимирская.



Одежда Богородицы:



Мафорий ( греч. накидка)- большой четырехугольный плат, покрывающий голову и укутывающий всю фигуру. В иконографии тона мафория Божией матери преимущественно темно-красных оттенков. По краям мафорий украшен каймой и бахромой. Звезды на мафории имеют два значения: во-первых, это символ непорочности Приснодевы "до рождества, в рождестве и по рождестве", а во-вторых, - символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы - Бога Сына. Нимб вокруг головы Божией Матери, в отличие от нимба Богомладенца не содержит вписанный крест.



На иконах Божией Матери обязательно присутствует именование - сокращенное начертание слов "Матерь Бога"



Правильно называть иконы Богородицы нужно так: Владимирская икона Божией Матери или икона Божией Матери Владимирская. Но не Богоматерь Владимирская, поскольку Богородица одна, а ее священных изображений известных в Русской иконописи более 280.



К иконам типа "Умиление" относятся следующие чудотворные образа (выборочно):



Владимирская икона Божией Матери





Донская икона Божией Матери





икона "Взыграние младенца"





Икона "Взыскание погибших"





Толгская икона Божией Матери





Икона "Достойно есть"





Игоревская икона Божией Матери





Касперовская икона Божией Матери





Корсунская икона Божией Матери





Почаевская икона Божией Матери





Толгская икона Божией Матери





Феодоровская икона Божией Матери





Ярославская икона Божией Матери





Кикская или Милостивая икона Божией матери





Комментариев нет:

Отправить комментарий